Домой Контакты Карта сайта
…Если ты познаешь Путь во всей широте, ты будешь видеть его во всём. Люди должны совершенствоваться.

Миямото Мусаси

h3 Опрос

Какое боевое искусство эффективнее?



Краткий словарь японских терминов, используемых в Айки-Дзюцу и Айкидо

Краткий словарь японских терминов, используемых в Айки-Дзюцу и Айкидо
Рейтинг: 
Среднее: 3.2 (6 голосов)
Дата добавления: 03.08.12

Агура — сидячая позиция со скрещенными ногами.

Ай — гармония, объединение, унификация. Активный принцип Айкидо.

Ай — (в ином написании) любовь. Дух любви — это дух гармонии. Не эгоистичная, ограниченная привязанность к отдельному человеку или группе, но всеобъемлющая любовь, сочувствующая всему сущему в мире.

Ай-Дори — позиция рук, как при рукопожатии.

Айки — сочетание, согласование Ки. Все элементы Вселенной возникают из сочетания положительной и отрицательной Ки; занимающиеся Айкидо добиваются гармонии своей Ки как с Ки их партнеров, так и с Ки окружающей среды.

Айки Дзиндзя — храм Айки. Дух Основателя обитает в этом здании, расположенном в Ива- ме, префектура Ибараги.

Айки Мё Кэн — меч безграничной жизни. Буквально «чудесный меч». Означает меч, который не может быть понят аналитическим мышлением.

Айки Оками — предел, абсолют, вселенский дух Любви и Гармонии. Буквально «Великий дух Айки».

Айки Отоси — Тори отрывает ступню Укэ от мата. Айкидо — путь гармонии. После десятилетий различных физических и духовных исканий Основатель Айкидо Морихэи Уэсиба избрал это имя для обозначения его уникальной системы.

Айкидока — занимающийся Айкидо.

Айки-крест — три интерпретации:

1. Четыре направления, как в Сихо-Гири: Север, Запад, Восток, Юг.

2. Четыре элемента: Небо (Тэн), Земля (Си), Вода (Сю), Огонь (Ка).

3. Четыре составляющих аспекта человеческого существования или души:

а) Ара-ми Тама — проявляться физически; существовать;

б) Ниги-ми Тама — стремиться внутрь, к центру; центрироваться;

в) Саки-ми Тама —- человеческая возможность изменяться (быть разным);

г)  Куси-ми Тама — собираться воедино. Куси-ми Тама — это зрелый Разум Айки (или Душа Айки) — оставление в прошлом двойственности, созидание Единого из Множественности и примирение мира. До сих пор это качество встречалось столь редко в нашем мире, что оно даже не изображено в Мицу Домоэ (Трех духовных составляющих человеческой души).

Айки-Кэн — фехтовальная техника Айки и вообще фехтование согласно принципам Айки.

Айки-но Микото — посмертное синтоистское имя Великого Учителя.

Айки-Эн — «Айки-ферма», воплощение идеи Великого Учителя об объединении Будо и фермерства. Будо и фермерство — два пути, ведущие нас к тесному контакту со вселенским потоком и порядком.

Ай-Ханми — «стойка соответствия»: положение партнеров, при котором у обоих вперед выдвинуты одноименные ноги (обе левые или обе правые).

Аси — ступня или нога.

Аси Сибуми — хождение по мату (скользящий шаг).

Атэми — удар. Оборонительный удар, применяемый для нейтрализации Ки вашего партнера, т. е. для того, чтобы он потерял равновесие и ваш прием мог быть эффективно применен. Это не означает, однако, непременного нанесения какого-либо телесного повреждения.

Боккэн — деревянный меч.

Бокуто — общее название для деревянных мечей (субури-то катана, вакидзаси и т. д.).

Бу — воинственный пыл, боевой дух. В Айкидо Бу означает доблестный и неукротимый дух, тем не менее не спорящий и не препирающийся. Айкидо есть предельное выражение Бу, которое в основе своей означает искусство предотвращать столкновение путем объединения.

Будо— «путь воина», иначе — боевые принципы. Эти принципы проистекают из воинственных искусств, как, например, Дзюдо — из Дзю-Дзюцу (Джиу-Джитсу).

Будока — тот, кто исповедует боевые принципы; человек, следующий воинственным путем, тропой воина.

Вадза — формы приемов, боевая техника какого- либо из воинственных искусств.

Гасира — головка рукояти мяча.

Гассё — «встреча рук»; положение кистей противников перед захватом. Аналог в Каратэ — «Кумитэ» (буквально — «сплетение рук»).

Гаэси — бросок в противоположном направлении.

Гери — см. Кири.

Гири — см. Кири.

Гири — (в ином написании) долг, обязанность.

Гобасин — сострадающий разум, позволяющий даже отругать с любовью, как любящая бабушка.

Гокё — буквально «пятая техника», или вращение плеча.

Гоккё — пятый прием удержания противника (в данной книге не рассматривается, поскольку составляет арсенал только высших Данов Айки-Будо).

Гомэн Насаи — «Прошу извинения».

Гьяку-Дори — держать за разноименное запястье (левое — у Укэ, правое — у Тори).

Гьяку-но Камаэ — обратная (разноименная для Тори и Укэ) позиция с мечом.

Гъяку-Ханми — «стойка противостояния». Положение, при котором у партнеров выдвинуты вперед разноименные ноги: правая — у одного, левая — у другого.

Гэдан — нижний уровень. Меч или руки, которые . держат внизу — обычно на уровне бедер.

Гэдан-но Камаэ — нижняя позиция с мечом.

Гэри — см. Кири.

Дайто-Рю — традиционная система Айки-Дзюцу.

Дзансйн — «неразрушимое сосредоточение», «продолжающийся разум» (беспрерывно текущий). «Следование сквозь» прием, «через» технику: даже и после броска вы связаны с вашим партнером непрерывающимся потоком Ки и при этом готовы воспринять любую новую атаку. В более узком техническом смысле — завершение приема, при котором противник удерживается в положении, безопасном для окружающих.

Дзарэй — поклон из позиции Сэйдза.

Дзё — короткая палка, 48-51 дюйм (1,2-1,3 м).

Дзё Доса — упражнения с шестом (посохом).

Дзёдан — см. Ёдан.

Дзёдан-но Камаэ — высокая (верхняя) позиция с мечом.

Дзё-Дзюцу — техника Дзё, впервые разработанная Мусо Гонноскэ из школы Мусо Синдэн- Рю, XVI в.

Дзё-Дори — отбирание Дзё. Приемы обезоруживания противника, вооруженного Дзё — посохом, палкой или дубинкой.

Дзёсэки — верхняя часть Додзё.

Дзин-но Кокю —- дыхание человека. Третья стадия дыхательной медитации.

Дзию Вадза — свободная техника скольжения, а также поединка или свободного боя.

Дзэмпо Ундо — упражнение на перекат вперед.

Дзэмпо-Нагэ — бросковая техника, заканчивающаяся перекатом вперед.

Дзюдзи-Нагэ — бросок «скрещенных рук» — бросок, при выполнении которого руки партнера скрещиваются под прямым углом.

Дзюмондзи-Нагэ — бросок, при котором руки движутся по форме креста.

До — «путь, способ, метод, вид, манера». В Японии любое искусство, ставящее своей целью достичь технического и духовного совершенства, называют До — «Путем к гармонии духа и тела».

Додзё — тренировочный зал. Буквально «Место Пути (место встречи с Истиной)». Происходит от ведического слова «Доджанг», что означало местом для получения знаний в университете. Название приложимо к буддийским храмам и любому тренировочному залу, где исповедуется Путь.

Додзё-Тэ — ведущий инструктор Додзё.

Дока — «песни Пути». Один из видов Дока — Вака: 5-7-5-7-7-сложные стихи духовного назначения. Основатель создал немало Дока, отражающих главную суть Айкидо.

Домо Аригато Годзаймас — буквально «большое спасибо»; одна из форм выражения благодарности в Айкидо.

Дори — см. Тори.

Досю — «Великий мастер», главный мастер традиции Будо (Рю), Магистр. Согласно исконным японским обычаям, положение Великого мастера, Магистра должно передаваться по наследству. Сэнсей Коити Тохэй являлся восьмым Досю в Дайто-Рю Будокан. Нынешний Магистр Киссёмару Уэсиба является сыном Основателя.

Дото — семейственная преемственность. Метод, пронесший школы через века.

Дэиндзя — алтарь, храм, святыня.

Дэси — ученик.

Ё — Ян, качество, отражающее сжатие, центростремительность, уплотнение; мужской принцип.

Ёдан — верхний уровень; область человеческого тела от плеч до макушки, по которой наносятся удары. А также — меч или руки, удерживаемые наверху — обычно на линии плеч или немного выше.

Ёкомэн — боковая сторона.

Ёнкадзё Осаэ — четвертый способ контроля.

Ёнкё — четвертый прием удержания противника.

Ики — дыхание. Ики представляет скорее физический акт газообмена в легких, тогда как Кокю означает глубокие космологические аспекты дыхания.

Ики — физический акт дыхания, а также глагол «жить».

Иккадзё Осаэ — первый способ контроля.

Иккё — буквально «первая техника». Вращение плеч, первый прием удержания противника.

Ин — Инь, качество «расширения», центробежный, женский признак.

Инъёиттай — Инь и Ян в одном теле.

Инъёиттай Ундо — упражнение для развития Ки, включающее в себя центробежное и центростремительное движения тела.

Иппон Кэн — кулак с одной ударной точкой (точкой касания противника).

Ирими — буквально «встречный вход». Для эффективного выполнения приема Тори приводит свой корпус полностью или почти в контакт с корпусом Укэ.

Существует три основных формы движений Ирими в Айкидо:

а) Эн-но Ирими — круговая форма вхождения;

б) Санкацу-но Ирими — треугольная форма вхождения;

в) Текусэн-но Ирими — квадратная форма вхождения.

Ирими-Нагэ — бросок «входом», при котором Тори приводит свой корпус в контакт или очень близко к Укэ; вторая из трех основ техники бросков Айки-Дзюцу и Айкидо.

Иррасаэмасэ — «Добро пожаловать».

Каёси Вадза — «встречная техника»; приемы противодействия.

Кайдэн — «диплом мастера»; выпускное свидетельство, присуждаемое в соответствии с традиционной системой обучения боевым искусствам.

Кайсё — Основатель (школы, стиля, направления). Морихэи Уэсибу принято представлять этим именем или термином «О-Сэнсей» — «Великий Учитель».

Кайтэн — «открой и поверни»; третья из трех основ техники бросков Айкидо.

Кайтэн-Нагэ — бросок вращением.

Камаэ — стойка. Это «боевая» стойка, которую вы принимаете, когда сталкиваетесь с противником.

Ками — божество, божественный дух, святое вдохновение, возвышающие человека. Японская концепция Ками не имеет прямых параллелей в западной религиозной терминологии.

Ками — дух, содержащий символы воды и огня. Персонификация различных природных сил.

Ками-но Хикари — божественная техника, возможность применять спонтанно; вершина физического Айкидо.

Ками-Сама — выражение Основателем Принципа Единства Вселенной.

Камуроги — спираль, закручивающаяся право, т. е. по часовой стрелке; заряд Земли, посылаемый Небу.

Камуроми — спираль, закручивающаяся влево, т. е. против часовой стрелки; вибрирующая эссенция Неба, опускающаяся на Землю.

Каннагара — быть единым с течением и порядком природы.

Кансэцу — захват, зажим суставов.

Канся — «признательность, благодарность». Айкидо придает особое значение выражению благодарности и признательности не только вашим наставникам и соученикам, но и всем членам общества и всем элементам творения.

Ката — условный, формализованный в определенном виде раздел тренировки. Фиксированная форма, предписанная последовательность исполнения установленных форм. Используется в боевых искусствах как метод обучения.

Ката — (в ином написании) плечо.

Катана — длинный самурайский меч, носимый лезвием вверх.

Кататэ — одна рука, одной рукой.

Кататэ-Дори — удержание одной рукой.

Кацу Дзин Кэн — меч, дающий жизнь, меч Айки, который имеет только внешнее сходство с обычным мечом-оружием. Кацу Дзин Кэн относится к Цуруги и Айки Мё Кэн.

Каэси — см. Гаэси.

Кейкоги — одежда для тренировки, в русской традиции совершенно неправильно называемая «кимоно».

Кёэко — тренировка с полной самоотдачей.

Ки — жизненная энергия. Ки, жизнетворная субстанция Вселенной, не имеет эквивалента в других языках и иных учениях (кроме китайской культуры, где она называется «Ци», «Цзи» или «Чи»). Основополагающий элемент всех аспектов восточной культуры — философии, медицины, искусства, физической тренировки, Ки в полной мере может быть ясно осознана только при непосредственном восприятии. Есть разные типы Ки, включающие в себя: Юки — счастливое Ки; Гэнки — быть здоровым; Интики — быть ограниченным в своем Ки, отторгнуть себя от течения Вселенной и благоденствия; Бёки — быть больным.

Киай — буквально «Духовный союз», «исполненный Ки». В физическом плане Киай выражается как пронзительный крик, исторгаемый из самой глубины вашего существа; в плане духовном это выражается как мощное излияние жизненной энергии. На физическом уровне — звук, производимый из низа живота (Хара).

Киацу — буквально «массаж энергией Космоса». Лечебная система Тэмпу Накамуры и сэн- сея Коити Тохэя, основанная на «накачивании насосом» или «вымывании» препятствий естественному потоку энергии при помощи Ки, пропущенной через каналы человека, практикующего Киацу.

Кикай Тандэн — вместилище Ки (дословно — «море разливанное Ки»). На Востоке считают, что психический и духовный центр располагается у человека двумя дюймами ниже пупка в точке Кикай Тандэн. Как источник физической силы и духовной мощи, эта область формируется в упражнениях, отрабатывающих владение Кокю и Ки.

Кимусуби — сопряжение Ки. Сопрягаться с Ки другого человека или вещи означает пребывать в Кимусуби — плодотворном положении, питающем новую жизнь. Когда Ки мужчины и Ки женщины сочетаются в Кимусуби, создается новое существо.

Кимэ — сгибание в суставе в направлении естественного движения.

Кимэ — (в ином написании) фокусировка, концентрация, сосредоточение, напряжение.

Ки-но-Нагарэ — Ки как поток (беспрерывное, равномерное излияние).

Ки но-Цунами — Ки как волна.

Кири — удар, рубящее движение мечом.

Кири Вадза — техника ударов ногами.

Кириками — «первое удостоверение»; вступительное свидетельство, присуждаемое согласно традиционной системе обучения боевым искусствам.

Кирихираку — «пресекай и открывай». Движения Айки-меча, отсекающие скверну и открывающие пути духовного развития.

Киссаки — острие меча.

Кихон — основной, базовый.

Кихон Доса — базовое движение.

Кобукан — название первоначального тренировочного зала Основателя в Токио.

Коги — лекция.

Кодзики — буквально «Запись древних деяний», созданные в Японии хроники; первое письменное упоминание об Айки.

Кокю — «движущееся дыхание», достигаемое дыханием со скоординированным разумом и телом. Концепция Кокю подобна индийской идее праны — «жизненного дыхания космоса». Когда ваше Кокю полное и глубокое, вы созвучны действию Вселенной.

Кокю Доса — Укэ и Тори в Сэйдза. Тренировка Кокю с партнером.

Кокю-Нагэ — техника слияния, использующая Кокю; одна из основных техник Айки.

Кокю-Рёку — сила дыхания. Неодолимая сила, истекающая из истинного Кокю.

Кокю-Ундо — дыхательное движение. Приемы для вырабатывания Кокю-Року. Они исполняются сидя (Сувари) и стоя (Татэ), как индивидуально, так и с партнером.

Кокю-Хо — буквально «дыхательная техника»; дыхательная медитация. Особый вид сосредоточения и подготовительные приемы, способствующие успокоению духа и установлению истинного Кокю.

Коси — боковая часть бедра.

Коси-Гаэси — бросок бедром (иногда — через бедро).

Коси-Нагэ — Тори поднимает Укэ над матом движением боковой части бедра.

Котодама — «студия» звуков (резонансов) как созидающей силы. Буквально «Душа слова». Древняя синтоистская наука священного звука и речи. О-Сэнсей относился к Котодама как к милосердному учителю Айки.

Котэ-Гаэси — бросок выворачиванием запястья наружу.

Кохо Тэнто — упражнение на перекат вперед и назад.

Коцуке — внимание, внимательность.

Куацу — искусство оживления (приведения в чувство) посредством воздействия на жизненно важные точки человека.

Куби-Симэ — мертвая хватка; удушение.

Кумитати — партнеры работают с мечами.

Кэн-Дзюцу — техника фехтования, а также приемы Айкидо, выполняемые с мечом.

Кю — ученическая степень начинающего, отмечающая прохождение им подготовительного этапа.

Кюкон — девять проходов к нервной системе, используемые в Атэми-вадза.

Ма-Ай — боевая дистанция. Буквально «время-пространство». Надлежащий интервал между партнерами; изменяется в зависимости от роста занимающихся и от того, чем они вооружены.

Макивара — буквально «мишень». Приспособление для отработки ударов в Айкидо, Каратэ и т. д.

Макото — буквально «искренность». Чистота сердца, проистекающая от образа жизни в духе Каннагара.

Макото-но Кокю — «истинное дыхание»; другое название для дыхательной медитации.

Макробиотика — питание согласно принципам Инь и Ян. Диета, основанная главным образом на зерновом питании; благоприятствует установлению гармонии со Вселенной. Важный аспект в жизни Мисоги-Гё.

Маруи — круговое движение.

Масакацу Акацу — «Действуя согласно с истиной, мы всегда выйдем победителями» — известное изречение Основателя, суммирующее этику Айкидо.

Мецубуси — буквально «выбивание глаз».

Миги-Ханми — правая естественная стойка.

Мидо — старинное слово, означающее приветствие.

Мисоги — очищение. Посредством Мисоги, очищения тела и духа, мы можем удалить грязь и очистить истинное восприятие. Хотя обычно обряды Мисоги включают и водное очищение (например, под водопадом), Основатель полагал, что все приемы Айкидо должны быть формами Мисоги.

Мисоги-Гё — любая практика (т. е. тренировка, питание, дыхание), подразумевающая физиологический настрой тела таким образом, чтобы оно было лучшим каналом' для Ки. Подлинное Мисоги-Гё всегда сопровождается глубинной заботой о благоденствии других. Когда кто-то заботится только о собственных достижениях, то истинное Мисоги отсутствует. Точно так же, когда кто-то заботится только о собственной технике, то отсутствует Айкидо.

Мицу Домоэ — три духовных составных компонента человеческого существования.

Мокуроку — «перечень приемов», второе свидетельство, присуждаемое согласно классической системе обучения боевым искусствам.

Мондзин — ученик.

Моротэ-Дори — удержание двумя руками.

Моти — хват.

Мочи — см. Моти.

Муданся — не имеющий Дана.

Мунэ — грудь.

Мунэ — (в ином написании) оборотная сторона лезвия меча или кинжала, обух.

Мусокэн — форма движения мечом (атакующего или защищающегося), выполняемого подсознательно, используя только шестое чувство.

Мусуби — расширение сжатого, развитие. Краеугольный камень понимания Айкидо.

Мэнкё — «диплом Учителя», третье свидетельство, присуждаемое согласно классической системе обучения боевым искусствам.

Нагарэ — «течение, поток», непрекращающееся извержение Ки в процессе исполнения приемов.

Нагэ — бросок, или партнер, проводящий бросок (то же, что и Тори).

Нагэ Вадза — бросковая техника.

Накаима — текущий момент в настоящем времени; вечное настоящее; иначе — сейчас.

Никадзё Осаэ — второй способ контроля.

Никкё — второй сковывающий прием.

Нин-Дзюцу — искусство ниндзя. В узком смысле — мастерство маскировки.

Ниндзя — особые разведывательные агенты на службе у высших самураев. Эффективность приемов нападения и защиты Ниндзя сильно преувеличивается в популярных изданиях и фольклоре.

Нихо Дзэнсин Дзэнго Кири — «два шага вперед, поворот и удар» — основное движение фехтования в Айкидо.

Оби — пояс.

Омотэ-Кё — «учение Великой Основы», религия, основанная в начале XX в. Дэгути Нао и Дэгути Онисабуро. Основатель был горячим приверженцем Омотэ-Кё с тех пор, как ему минуло тридцать.

Омотэ-Ура — «взад-вперед». Облегчает запоминание того факта, что большинство приемов Айкидо исполняется в движении вперед (Омотэ) и назад (Ура). В действительности полный свод приемов содержит и многие другие движения, кроме одних только «взад-вперед».

Онэгай Симас — «пожалуйста, примите участие в тренировке со мной».

Осаэ Вадза — техника контроля.

Осибори — внутренняя (по положению) рука, выкручивающая рукоять меча, палку или запястье.

Осики-Ути (О-Домэ) — приемы Айкидо стиля Дай- то-Рю.

О-Сэнсей — «Великий Учитель» — имя, данное Морихэи Уэсибе (1883-1969), основателю Айкидо. Сэнсей Уэсиба собрал секретное учение Дайто-Рю, эзотерической формы Айки-Дзюцу, ведущего свою родословную с IX в., и сформировал Айкидо — метод, позволяющий привести в согласие весь мир и сделать все существа одной семьей. О-Сэнсей сказал: «Айкидо — это путь, который соединяет все тропы Вселенной через Вечность; это Вселенская душа, которая объемлет и объединяет все сущее».

Рандори — множественная (повторяющаяся) атака.

Рёката Тори — удержание обоих плеч или лацканов.

Рёку — сила.

Рендзоку-Вадза — последовательность приемов.

Рётэ — обе руки, обеими руками.

Рётэ-Моти — две руки на одной.

Рётэ Тори — захват обеими руками.

Рицугэй — поклон стоя.

Рэй — поклон. Формальный жест почтения и благодарности, исполняемый занимающимися Айки-Дзюцу и Айкидо.

Рэйсики — этикет Додзё, в частности, определяющий причины, время и ритуал поклонов (Рэй).

Рэйсинин — Вселенская Душа (Вселенский Разум).

Рю — традиция Будо, передаваемая посредством семейной преемственности. Рю генеалогически связано с глаголом «нагаре» («течь, как ручей»). Как ручей течет через пространство, Рю течет сквозь время.

Рюха — несемейная традиция.

Саё-Нагэ — бросок наружу рукой, закручивающейся по спирали.

Санкадзё Осаэ — третий способ контроля.

Санкаку-но Ирими — «треугольный вход». Вы двигаетесь сначала в сторону, а затем заходите в тыл вашего партнера, как бы описывая треугольник.

Санкасуру — айкидоистский принцип соединения, движения вместе, как одно целое, постоянно прогрессируя.

Санкё — третий прием удержания противника.

Сасин-Ютай — «Выступай с левой, отступай с правой». Традиционное передвижение в Айки-Дзюцу и Айкидо.

Сёдан — обладатель черного пояса первой ступени, первая степень, отличающая мастера от новичка. Буквально «начальный ранг».

Сёмэн — перед, впереди, спереди. Также передняя часть Додзё.

Сёмэн-Ути — прямой удар в голову.

Сиай — состязание. Соревнование в принципе противоречит духу Айкидо: если бы состязания были разрешены, они превратились бы в иное Сиай (с другим иероглифическим обозначением) — «матчи смерти», поскольку приемы, применяемые неосознанно, могут стать гибельными для противника.

Сидзентай — буквально «естественная позиция». Означает беспрепятственное состояние бытия, которое находится в слиянии или динамичной гармонии с процессами Природы.

Сикаку — оптимальный угол вхождения. «Слепое пятно» нашего партнера.

Сикко — передвижение на коленях.

Сип Бу Хонраи Фудзи — «Путь Богов и Путь Бу на самом деле -— не две разные дороги». Изречение Сэнсеев, выражающее неразделимое единство Синто и Будо.

Сии Кокю — упражнение, включающее в себя закручивание спиралью Ки Вселенной и помещение его в Единую Точку.

Синкэн — настоящий клинок. Буквально «меч реальности» .

Синкэн Сёбу — борьба со смертью. Буквально означает «борьбу с живым мечом»; смертельный бой настоящим клинком. Переносно означает бросить кого-либо, применив одну лишь силу ума.

Сихан — мастер-наставник. Титул, применяемый к учителям высших рангов. В Айки-Дзюцу и Айкидо Сиханов нет и не было. А в Каратэ принято говорить: «В Каратэ девять Данов, десятого нет ни у кого, а одиннадцатый — у Будды. Но выше этого есть ранг Сихан, который никогда и никому не присваивался, за исключением Гитина Фунакоси, который присвоил его себе сам».

Сихо — буквально «четыре стороны».

Сихо-Кири — буквально «четырехсторонний удар». Основное движение меча в Айкидо. Относится к Айки-Кресту.

Сихо-Нагэ — буквально «бросок в четырех направлениях, на четыре стороны». Первая из основ бросковой техники Айкидо.

Сихо-Хай — «почтение на четыре стороны». Основан на синтоистском обряде, применявшемся японским императором, выражать свою благодарность богам во всех направлениях. Основатель интерпретировал Сихо-Кири как Сихо-Хай — «четырехстороннее почтение», где каждый удар символизирует наше почтение и благодарность:

  1. Вселенной;
  2. нашим родителям;
  3. природе;
  4. нашим близким.

Содзюцу — искусство боя на копьях.

Соку мэн — сторона.

Сокэ — см. Досю.

Сото-Мавари — выкручивание. Движение в сторону от вашего партнера.

Су - звук системы Котодама, предназначенный гармонизировать нас со всеми людьми, местами и ситуациями. Первый звук Котодама, произносимый нараспев с целью генерации Ки: «Су-У-О-А-А-Э».

Су буриразмахивать мечом; упражнение с мечом. Субури-То — тяжелый Бокуто (большой деревянный меч) для практики.

Сувари — группа приемов при работе сидя.

Су вари Вадза — техника работы сидя.

Судори — Тори падает на мат, создавая вакуум, который втягивает Укэ вперед (особенно важна своевременность проведения этой техники).

Суки — разум останавливается; «открывается» (перерыв во Времени).

Су ми Масэн — «Извините».

Суми-Отоси — Тори создает сильный резонанс своей рукой, приподнимая Укэ с мата.

Сури-Аси — скользящее движение ногами.

Сусу му — айкидоистский принцип вхождения, движения вперед, накопления Ки.

Сэйдза — правильное сидение, спокойное сидение. Классическое сидячее положение в боевых искусствах. Позиция должна быть простой: опустившись на колени, сесть на подошвы ступней, со скрещенными сзади кончиками больших пальцев ног. Спина должна быть прямой, голова стоять вертикально. Позиция рук и кистей может быть различной, главное здесь — расслабленная поза, позволяющая идти сильному вертикальному потоку Ки. Позиция тела должна быть на одной линии с потоком энергии, текущим вниз с Неба в центр Земли, чтобы позволить ему проходить последовательно через середину мозга, а затем через Хара. Таким образом Хара может быть превращен в центр «плотности тела» (т. е. быть насыщенным энергией Ян).

Сэйдза-Хо — перемещение в формальное положение сидя.

Сэйки — жизненная сила. Жизненная сила, воодушевляющая Вселенную.

Сэймэй — высокий идеал чистоты духа и жизнерадостности сердца, которые появляются после долгих лет занятий Айки. Когда мы наделены Ки и Кокю, мы обладаем Сэймэй.

Сэмпай — старший ученик, инструктор для младших.

Сэнсей — учитель (буквально — «ранее родившийся»). Титул, прилагаемый к вашему учителю-наставнику.

Сюгё — аскетическая тренировка.

Сюгёся — тот, кто занимается аскетической тренировкой.

Сю мацу Доса — «решающее» или «фиксирующее» движение.

Сюрен Додзё — название Додзё, основанного О-Сэн- сеем в Иваме, префектура Ибараги.

Сютю — концентрация.

Сютю-Рёку — концентрация силы.

Тай-но Тэнкан — вращение тела.

Тай-Дзюцу — «техника тела». Приемы, выполняемые без оружия. Также одно из древних названий Дзю-Дзюцу, а в современную эпоху — техника передвижений и поворотов, входящая составной частью в большинство боевых искусств Востока.

Тай-Сабаки — движение тела, техника перемещений и поворотов. Движение тела в Айкидо должно быть свободно текущим, естественным и осторожным.

Такэ — воинственный пыл. Иное произношение китайского обозначения Бу.

Такэмусу Айки — неистощимый источник Айки, или Любви, создающей боевое искусство. Термин Основателя для неограниченного творчества Айки.

Танинсу-Гакэ — множественная или многосторонняя атака. Даже работая с единственным партнером, следует быть постоянно готовым к одновременным атакам со всех направлений. В Танинсу-Гакэ вы имеете дело сразу с двумя или более противниками.

Тантпо — деревянный нож, применяемый в тренировках Айки-Дзюцу и Айкидо.

Танто-Дори — захват кинжала.

Татами — соломенные маты, применяемые для смягчения падений в большинстве японских боевых искусств (Дзю-Дзюцу, Дзюдо, Каратэ, Айкидо).

Тати Вадза — техника работы стоя.

Тати-Дори — отбирание меча. Приемы обезоруживания противника, вооруженного мечом.

Татэ-Цуки — удар кулаком, стоящим вертикально.

Тёкусэн-по Ирими — прямой вход. Техника Ирими, в которой вы проходите прямо за спину своего партнера.

Тикара — физическая, внешняя сила.

Тин-но Кю — «дыхание земли». Вторая стадия дыхательной медитации.

Тинкон-Кисин — успокоение духа и возвращение к божественному. Особая техника медитации, применяемая последователями Омотэ-Кё.

Ти-Но-Кокю — неистощимый резонанс Земли собран в Хара.

Тори — тот, кто выполняет прием и выигрывает схватку. Также захват.

Тории — буквально «Врата». Изображение пересечения Материи и Духа, где находится источник изначальной вибрации всех явлений.

Тсуки — см. Цуки.

Тэ Вадза — техника работы руками.

Тэ-Гатана — «рука-меч», «рубящее» ребро ладони. Использование удара Тэ-Гатаной, разработанного в IX в. принцем Тэйдзюном Фудзиварой, считается началом формального Айки. Поскольку приемы Айки-Дзюцу и Айкидо основаны на движениях меча, то рука с пальцами, активно источающими Ки, может сама действовать наподобие меча.

Тэкуби Коса Ундо — упражнение со скрещенными запястьями.

Тэкуби Синдо — упражнение для капилляров — встряхивание кистями.

Тэмото — манера хвата меча. Идеальное Тэмото — инстинктивный свободный хват меча, осуществляемый ребенком.

Тэнкан — «вращение», круговое движение, один из методов проникновения внутрь защиты противника.

Тэн-но Кокю — «дыхание небес». Первая стадия дыхательной медитации.

Тэнран-Ути — работа кулаком по макиваре с целью повышения фокусирования удара и усиления Хара.

Тэнси — см. Тэнти.

Тэнти - «небо и земля». Общепринятое выражение в Айкидо: каждого следует считать маленькой вселенной, вырастающей из земли и достигающей небес. Так же обозначается и целая группа приемов — «Тэн- ти-Нагэ», «бросок с небес на землю».

Тэнти-Нагэ — бросок вверх и вниз (бросок неба и земли или с небес на землю).

Тэнчи — см. Тэнти.

Тюдан — «средний уровень», центральная секция человеческого тела (грудь — от живота до плеч), по которой наносятся удары.

Тюдап-но Камаэ — средняя позиция с мечом.

Тю-До — средний путь — между Инь и Ян, между добром и злом.

Удэ Фури Тёлку Ундо — упражнение на размахивание рук с поворотом.

Удэ Фури Ундо — упражнение с размахиванием руками.

Укэ — буквально «участник», «получатель», тот, на ком выполняют прием. Партнер, который «получает» от вас прием и проигрывает схватку.

Укэми — падение. Способ совершения контролируемого падения, когда вас бросают.

Ундо — упражнение.

Уракэн-Ути — удар тыльной стороной кулака.

Усиро — задняя сторона, сзади.

Усиро Тэкуби Тори — захват за запястье сзади с удушением.

Усиро-Вадза — «задняя» техника; приемы, применяемые, когда на вас нападают с тыла.

Ути — удар ребром ладони.

Ути Дэси — «внутренний», ближайший ученик. Ученик, который живет в Додзё и работает круглосуточным тренировочным партнером и слугой для мастера.

Ути-Мавари — вкручивание. Шаг под руку партнера.

Учи — см. Ути.

Уэсиба-Юку — название первого Додзё Основателя; был расположен на землях Омотэ-Кё в Аябэ.

Фудо — буддийское божество бесстрастия прадж- ни. Он сидит под водопадом с двумя спутниками и размахивает цуруги — обоюдоострым мечом, чтобы отпугнуть врагов истины.

Фудо Кэн — недвижимый меч или кулак.

Фудо-но Сисэй — «несдвигаемое положение». Сидя или стоя, будьте всегда в непоколебимом положении, но не в жестком и напряженном, а скорее невозмутимом.

Фудосин — недвижимый или объединенный разум, который нелегко сдвинуть несущественными мелочами.

Ха — лезвие меча.

Xавару — айкидоистский принцип защиты, сознания любви и ответственности.

Хай — «Да». Буквально «Ну» или «Ага».

Хай Додзо — буквально «да, пожалуйста», или «А сейчас, пожалуйста, — тренируйтесь».

Хакама — самурайская одежда в виде широких брюк-юбки. По традиции на тренировках Айкидо хакама надеваются только теми, кто имеет степень Сёдан (1-й Дан) и выше.

Хаку Сю — очищение хлопками рук. Два хлопка представляют собой первоначальное разделение единой Вселенной.

Ханми (хамми) — полуоткрытая стойка. Основная стойка в Айкидо, в которой ступни образуют как бы треугольник. В Айкидо мы используем треугольную стойку, называемую «санкакутай», которая пришла к нам из школы Ягю Синкагэ-Рю, хорошо известной своими традициями в фехтовании.

Ханми-Хантати — положение, при котором Укэ стоит, а Тори — на коленях или сидит.

Ханми-Хантати Вадза — приемы, выполняемые в положении, когда один партнер сидит, а второй стоит.

Xan.no Кири — ката (формальное упражнение) с мечом — нанесение рубящих ударов по восьми направлениям.

Хара — жизненный центр. Буквально «живот». Вторая чакра, расположенная примерно в 1,5 дюймах (4 см) ниже пупка. Центр разума и духа; кроме того — средоточие Ки. Японцы говорят: «Нигэн бандзи хара да», что означает: «Что бы мы ни делали, все происходит из живота».

Хара Гэй — проявление Кокю. Буквально «искусство живота».

Хара-Цуки — удар или толчок в центр тела или в живот.

Хати Маки — полотенце или салфетка для рук. Для чайной церемонии их подают влажными и подогретыми. Традиционный способ выжимания такой салфетки (двумя руками по направлению к себе) вырабатывает правильный хват рукояти самурайского меча.

Хидари-Ханми — левая естественная стойка.

Хидзи-Дзимэ — болевой прием на локоть.

Хидзи Осаэ — контроль локтя.

Хикари — свет.

Хикари-То — играть с лучом света (Ки).

Хирики — сила локтя.

Хито — человек, человеческое существо. Известное изречение Основателя: «Человеческое существо — это ребенок Божественности, жизненная обитель великой святости».

Хомбу (Хонбу)-Додзё — главный тренировочный зал, штаб-арена Айкидо. Расположен в современном трехэтажном здании на месте первоначального Кобукан-Додзё в токийском районе Синдзюку. Хомбу-Додзё является штабом одновременно Всеяпонской и Международной ассоциаций Айкидо.

Цуба — гарда (щиток) меча.

Цука — рукоять меча.

Цуки — «прямой удар» кулаком или толчок, тычковое движение меча.

Цуруги — синтоистский «меч», который так остер, что рубя, он, скорее, соединяет веши, чем разделяет их. Это метафора для обозначения интуитивного разума, который понимает кажущееся парадоксальным и в состоянии понять Единое во множественности.

Чудан — см. Тюдан.

Шихо — см. Сихо.

Эн-но Ирими — «вращающийся вход»; техника Ирими, в которой вы подступаете к своему партнеру во вращении.

Юдапся — обладатель черного пояса.

Ямабики-но Мити — буквально путь горного эха. Метафора для обозначения техники, использующей энергию резонанса и «скользящую атаку».

Яри — копье.

Ято-но Кагами — священное зеркало синтоизма, изображающее собой Накаима.


Версия для печати Просмотров: 144

h3 Спорт. праздники

Спортивные праздники

h3 Похожие записи

Айкидо считается боевым искусством. В самом...

Определения и принципы айкидо

Самураи Всего около века назад Япония была...

Для отработки основного движения «тай-но-хенко»...