Домой Контакты Карта сайта
Уберите все неясные мысли и намерения неясных действий из головы.

Брюс Ли

h3 Опрос

Какое боевое искусство эффективнее?



Методы обучения Джиу-джитсу

Рейтинг: 
Среднее: 5 (1 голос)
Дата добавления: 12.11.12

Под методами обучения в борьбе понимают пути, позволяющие преподавателю добиваться усвоения знаний, умений и навыков. Различные задачи обучения решаются различными методами.

Знания передаются путем словесного изложения и показа (демонстрации, посещения соревнований и тренировок, в экскурсиях и т. п.).

Умения вырабатываются путем разучивания. Навыки формируются и совершенствуются на тренировках.

Качество усвоения знаний, умений и навыков проверяется на зачетах, экзаменах, соревнованиях и т. д.

Словесное изложение материала осуществляется в лекциях, рассказах, беседах.

Разучивание. Используется с целью выработки умения выполнять определенные технические действия.

Основная задача, решаемая этим методом, - научить борцов выполнять приемы, защиты, контрприемы, различные тактические действия, специальные и общеразвивающие упражнения.

Разучивание строится следующим образом: преподаватель показывает и объясняет действия, которые должны быть выполнены борцами.

Занимающиеся выполняют изучаемые действия, а преподаватель следит за правильностью их выполнения и при необходимости исправляет ошибки.

В зависимости от сложности и трудности изучаемых действий, подготовленности занимающихся преподаватель применяет различные методы разучивания. Наиболее распространены два метода разучивания - целостный и по частям. В свою очередь, эти два основных метода имеют много разновидностей, а иногда используются в комплексе.

Метод целостного разучивания применяется для изучения простых приемов и упражнений, а метод разучивания по частям - для изучения сложных (под простыми упражнениями и приемами понимаются действия, в которых занимающимся нужно освоить один несложный по координации элемент; под сложными - действия, в которых борец должен освоить несколько незнакомых или сложных по координации элементов).

Проверка знаний, умений и навыков. Применяется с целью выявить недостатки педагогического процесса и ошибки занимающихся. Проверка может быть текущей и периодической.

При текущей проверке знания проверяются в беседе или с помощью наблюдения. Тренер наблюдает за попытками занимающихся выполнить упражнения во время разучивания и в схватках.

Периодическая проверка имеет целью систематизировать знания, умения и навыки, упорядочить и закрепить их. Периодическая проверка проводится на экзаменах, зачетах по технической подготовленности, при сдаче нормативов по физической подготовке и соревнований. На экзаменах и зачетах проверяются знания занимающихся. При проверке технической подготовленности оценивается умение выполнять технические действия. В соревнованиях проверяется степень совершенства навыка борьбы.

В процессе разучивания приемов и упражнений своевременное исправление ошибок способствует правильному освоению техники.

Чтобы исправить ошибку, нужно определить ее причины. Причину ошибки можно установить, наблюдая за действиями борца и выслушивая его рассказ о выполнении действия. Можно также использовать объективные методы контроля, например видеосъемку.

В практике при выполнении приемов и упражнений встречаются следующие основные причины возникновения ошибок: неправильное представление о действии, недостаточное физическое развитие или физическая подготовка занимающихся, сложившиеся условия, затрудняющие выполнение приема.

Если у борца возникло неправильное представление о действии, преподаватель исправляет его ошибку повторным показом и объяснением. При этом он делает акцент на те движения (фазы, части приема), о которых сложилось неправильное представление. Чтобы уточнить представление о действии, пользуются такими методическими приемами: а) выполняют элемент приема, в котором имеется ошибка, отдельно; б) выполняют прием целостно, но при этом обращают внимание на изменение в неудавшемся движении (акцентирование внимания); в) видоизменяют структуру приема, что вынуждает борца выполнять правильное движение. Иногда тренер предлагает борцу выполнить прием заведомо неправильно, но такая «ошибка» исправляет первоначально неправильное выполнение приема; г) указывает ориентиры в направлении усилий и отдельных движений; д) прием выполняет преподаватель на борце, у которого обнаружена ошибка. Показывая ошибку, тренер помогает уяснить, почему прием не получился. Почувствовав на себе, как следует воздействовать на партнера, занимающийся в дальнейшем обычно действует правильно; е) тренер предлагает выполнить прием на себе. При проведении приема показывает занимающемуся его ошибку и направляет движения, помогает установить правильную структуру приема.

Если занимающиеся недостаточно физически развиты, изучение приема переносят на более позднее время, а борцам предлагают общеразвивающие и специальные упражнения, которые помогают им быстро ликвидировать отставание и изучить прием (преподаватель может предложить занимающимся выполнять имитацию приема без партнера, или у стены, или со снарядами).

Если же ошибки возникают в результате увеличения сложности выполнения приема или упражнения, принимают меры для упрощения условий.

Упростить условия можно: а) подбором партнеров - более легких, более слабых и «удобных» для выполнения приема; б) указанием партнеру, как помочь товарищу выполнить прием. Часто во время разучивания приемы не удаются потому, что партнер своими действиями делает их выполнение невозможным (сопротивлением или, наоборот, расслаблением). В этом случае ошибку допускает не борец, проводящий прием, а его партнер; в) выполнением приема на чучеле или мешке; г) выполнением приема на мягком ковре (если партнер боится падать из-за жесткого приземления).

При разучивании приемов преподаватель обращает основное внимание на выявление и исправление ошибок.

Сначала он как бы рассредоточивает внимание на всю группу с тем, чтобы установить, кто допускает ошибки и сколько в группе борцов, которые делают одну и ту же ошибку. Это надо определить сразу же после первых попыток выполнения упражнения. Если у большинства имеется общая ошибка, то следует прекратить разучивание и показать всем, как устранить ошибку. Если ошибаются отдельные борцы, то преподаватель, не прерывая выполнения приема группой, исправляет у них ошибки; только для этого он сначала определяет, у кого имеются наиболее грубые ошибки, и устраняет их с борцом в индивидуальном порядке. Затем переходит к исправлению мелких неточностей.

Основное внимание следует обращать на немедленное устранение грубых ошибок, которые могут привести к травмам. В этом случае надо остановить разучивание и поправить тех борцов, которые допускают искажения структуры действий (нельзя действовать так: исправить все ошибки сначала у одного занимающегося, а затем у другого. Нужно исправлять ошибки у всех в равной степени). Не следует пытаться сразу ликвидировать все недостатки. При этом внимание борца рассеивается. Ошибки необходимо исправлять постепенно.

В процессе тренировки текущий контроль за состоянием организма борца осуществляется тренером, самим борцом, врачом с использованием научно-контрольной аппаратуры.

Последовательность совершенствования излюбленных технических действий для их успешного применения в условиях спортивных соревнований. Те технические действия, которые у спортсменов при их выполнении в условиях тренировки или соревнований получаются наиболее эффективно, и будут называться излюбленными или коронными. Для их совершенствования можно предложить следующую последовательность подготовки.

Вначале прием выполняют поочередно на двигающихся, но не сопротивляющихся партнерах (с различных дистанций и из различных исходных положений) разного телосложения и веса. При этом прием повторяют до тех пор, пока он не будет выполняться безошибочно. Затем усложняют условия для его проведения, например, выполняют прием с партнером, оказывающим неполное сопротивление (партнер дает атакующему осуществить захват и только затем начинает выполнять прием, атакующий оказывает условное сопротивление).

В этот момент (особенно когда не удается сделать прием с условным, защитным вариантом) необходимо упростить выполнение приема за счет применения способа тактической подготовки данного приема. Затем изменяют уровень захвата, после этого используют обусловленную защиту со стороны партнера (партнер дает осуществить захват, затем атакующий выполняет прием, а партнер применяет защиту).

Только после этого прием проводят в обусловленных схватках.

В этом случае партнер может применять изученные защиты и контрприемы, после чего выполнять прием в более сложных условиях (тренировочной, контрольной и соревновательной схватках). В процессе совершенствования приема в схватках необходимо шлифовать структуру приема, несколько видоизменяя отдельные детали, а также применяя для этого необходимую систему специальных упражнений (на быстроту, силу, координацию). Можно изменять эмоциональный фон схваток. Так вырабатываются правильные действия атакующего при включении различных сбивающих факторов, затрудняющих атаку.


Версия для печати Просмотров: 97

h3 Спорт. праздники

Спортивные праздники

h3 Похожие записи

Обучение спортивной борьбе представляет собой...

Стулья и флажки (для судей) Два легких стула...

Участники соревнований должны быть одеты в ГИ (...