Домой Контакты Карта сайта
Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг. Если ты не можешь проследить свой путь прямо, открытыми глазами, с умом, свободным от путаных мыслей, ты не избежишь ошибок.

Ямамото Сакино Камиэмон

h3 Опрос

Какое боевое искусство эффективнее?



Айки-Дзюцу: Сиро Сайго (1867-1922)

Рейтинг: 
Среднее: 2 (1 голос)
Дата добавления: 03.08.12

Другим замечательным учеником Таномо Сайго был Сиро Сида — человек величайших природных способностей, ставший одновременно наследником традиций школ Дайто-Рю Айки-Дзюцу (она стала известна как Такеда-Рю Айки-Дзюцу) и Кодокан Дзюдо. В 1882 г. он был усыновлен Таномо Сайго и принял имя Сиро Сайго, под которым и стал известен миру. Он был увековечен в литературе как Сансиро Сугата, чемпион по Дзюдо — герой романа, вышедшего несколько позже и в значительной мере способствовавшего популяризации движения Дзюдо, которое связывали с именем Дзигоро Кано. Этот весьма актуальный роман был написан внуком Цунэдзиро Томиты, одним из лучших учеников профессора Кано. Усыновив Сиро Сайго, Таномо Сайго признал его своим последователем — сыном, который мог бы продолжить традиции школы Дайто-Рю Айки-Дзюцу. Однако Сиро присоединился к Дзигоро Кано, возглавив его новое направление в Дзюдо — Кодокан, поэтому Таномо Сайго передавал секреты своего мастерства также и несколько эксцентричному Сокаку Такеде, который по прошествии времени оказался наиболее достойным его последователем.

В 14 лет Сиро отправился в Токио, надеясь стать солдатом, но получил отказ, потому что его вес был меньше минимально необходимого. Поэтому он вновь сосредоточился на тренировках по Дзю-Дзюцу и быстро создал себе высокую репутацию, которая привлекла внимание Дзигоро Кано — известного преподавателя эпохи реформации. Профессор Кано, который был учеником школ Тэнсин Син-Ё-Рю, Кито-Рю и Секи Гути-Рю Дзю-Дзюцу, разрабатывал на основе этих старых стилей собственную систему борьбы без оружия, которую назвал Дзюдо. (Система Тэнсин Син-Ё-Рю использовалась в основном Асигару — нижними чинами пехоты феодальных времен и Тюгэн — кем-то вроде слуг при самураях. Соответственно, она зависела от силы бедер и мощности корпуса в большей степени, чем от опыта и точности движений, в отличие от систем, использовавшихся самураями. Современное Дзюдо явно демонстрирует и в действительности придает излишнее значение этому преобладанию грубой силы.) Кано уделял большое внимание роли своей системы в образовании и формировании характера. Его, однако, мало волновало то, что у его стиля было много ограничений, и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках Дзю-Дзюцу. В Сиро Сайго он нашел идеального чемпиона для своего нового движения.

У Сиро Сайго, который занимался Дайто-Рю Айки-Дзюцу с Таномо Сайго, одним из наиболее выдающихся японских мастеров, были природные способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил 5-й Дан — высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ Дзю-Дзюцу он побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-Рю, называемого Яма-Араси, или Горный вихрь, который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могли встать на ноги.

Дзигоро Кано весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-Рю, чтобы доказать превосходство своей собственной системы Дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошло в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 г. система Кодокан включала всего около 150 так называемых «приемов», в то время как в Дайто-Рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соревнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию Дзюдо от уровня боевого искусства (Бу-Дзюцу) к системе изучения боевого искусства (Будо) и далее, наконец, до уровня спорта и спектакля на публику.

Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материалам из жизни Сиро Сайго, что привлек внимание иностранцев. К 1905 г. вышло несколько книг на английском языке, посвященных «системе Дзю-Дзюцу м-ра Кано» (так она еще называлась). Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей Дзю-Дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что «японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель 1-го Дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано» (цитировано по «Полному курсу Кано Дзю-Дзюцу», авторы Гангкок и Хигаси, опубликованному издательством G.P. Puthan and Sons в 1905 г.; переиздана и сейчас может быть приобретена в Dover Public Inc., Нью-Йорк). Конечно, авторы скромно умалчивали, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов — таких, как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже и в таком случае результат соревнования было бы несложно предсказать.

Если стиль профессора Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-Рю Айки-Дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ Дзю-Дзюцу не нарушит традиции и не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-Рю в исполнении Сиро Сайго.

Во всяком случае, многие из так называемых Ко-Рю — старых школ Дзю-Дзюцу — были вовсе не старыми, а включали группы тех, кто перенял искусство после исчезновения класса самураев несколько десятилетий назад. Хотя многих из них учили самураи, старавшиеся выжить в трудное время эпохи Реставрации Мэйдзи, в основном они были дилетантами, не имевшими опыта поединков и работы с оружием.

Все же было бы ошибкой слишком критически относиться к профессору Кано, поскольку он достиг больших успехов в области образования и, несмотря ни на что, добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы Дзюдо как основы стандартной системы подготовки японской полиции и армии. В то время Дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, т. е. могли эффективно применяться только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы Дзюдока мог захватить его за одежду для выполнения приемов Дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.

Случилось так, что Сиро Сайго оставил ряды школы Кодокан и переехал, в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил 9-й Дан Ханси по Кюдо, японскому виду стрельбы из лука, и умер 23 декабря 1922 г. в возрасте 55 лет.) Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-Рю, было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров Дзю-Дзюцу с борцами Сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция.

К сожалению, несколько храбрых полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сиро Сайго в реку Сумида. Поскольку профессор Кано был главой полицейской школы Дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия, и поэтому, чтобы избежать их, а возможно, и избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго временно покинул его.

С отъездом Сиро Сайго из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени Дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы Дзюдо все больше и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а «жесткое» Дзюдо сохранилось только в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его превращение из полуэффективного метода борьбы (формы Будо) просто в спорт, практически не эффективный в реальном поединке, в котором для победы решающими факторами стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований.


Версия для печати Просмотров: 13

h3 Спорт. праздники

Спортивные праздники

h3 Похожие записи

В период Тумулус были широко распространены...

Существуют свидетельства того, что орочоны...

По мере развития феодальной экономики смешивались...