Домой Контакты Карта сайта
Кто-то в своё время сказал: "Незрелая стратегия (уровень мастерства) - причина печали". Очень верное высказывание.

Миямото Мусаси

h3 Опрос

Какое боевое искусство эффективнее?



Айки-Дзюцу: Сокаку Такеда (1860-1943)

Рейтинг: 
Среднее: 1 (1 голос)
Дата добавления: 03.08.12

Сокаку Такеда родился в провинции Айдзу 10 октября 1860 г. Он учился Дзю-Дзюцу у своего деда Соэмона Такеды и Бо-Дзюцу — у своего отца, который был известным мастером Сумо и чемпионом клана Айдзу. В юности он изучал мастерство владения мечом в школе Оно Ха Итто-Рю под руководством Томы Сибуи в Токио и в школе Дзики- синкагэ-Рю у Кэнкити Сакакибара. Тома Сибуя был знаменитым мастером работы с мечом очень высокого класса, а его приемный сын учился вместе с Хакудо Накаяма, который широко известен как отец современных Кэндо и Иайдо. А Кэнкити Сакакибара, последний мастер меча эпохи Мэйдзи, особенно прославился тем, как успешно разрубил шлем работы мастера-оружейника Мётина, что никогда никому другому не удавалось.

В 1886 г. Сокаку Такеда получил Мэнкё Кай- дэн (свидетельство об окончании) школы Оно Ха Итто-Рю.

В июне того же года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили его вернуться в родную провинцию Айдзу. По возвращении он встретил Таномо Сайго, главу клана Айдзу, который был учеником Соэмона Такеды, деда Сокаку, и мастером меча школ Мидзогути Ха Итто-Рю и Косю-Рю Гунгаку. У Таномо Сайго Сокаку изучал Айки-Бу-Дзюцу, включавшее работу с копьем, мечом и другими видами оружия и, как легко догадаться, был очень способным учеником. Важно понимать, что

Дайто-Рю Айки-Бу-Дзюцу было комплексной боевой системой, включавшей Нагэ Вадза (бросковые приемы), Осаэ Вадза (приемы удержания), Батто-Дзюцу (выхватывание меча с одновременным нанесением удара), Яри-Дзюцу (применение копья) и Тораэ Вадза (технику захватов). То, что мы сейчас называем Дзю-Дзюцу, было просто частью полной боевой системы для ближнего боя, как с оружием, так и без него.

Редкий снимок: Сокаку Такеда в молодости. Около 1888 г.

Эти два человека снова встретились в 1880 г., когда Таномо Сайго был главным настоятелем в храмах Никко Тосёгу и Футарасан в префектуре Тотиги. (Этот храм был построен после смерти Сёгуна Токугавы, когда тот был приравнен к богу. Поскольку клан Айдзу веками служил Сёгунам Токугава, было естественным, что Катамори Мацудайра и Таномо Сайго исполняли обязанности главы храма и его заместителя даже после восстановления власти императора.) За шесть месяцев, проведенных вместе, Таномо Сайго передал своему одаренному ученику все свои знания, включая секреты Дайто-Рю Айки-Бу- Дзюцу.

С 1880 по 1898 г. Сокаку Такеда вдоль и поперек объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее него. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника, т. е. сражался копьем против мастера копья и мечом — против знаменитого мастера меча. Он никогда не терял уверенности в себе, а число его учеников, невзирая на непрерывные разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч, и среди них были дворяне, члены правительства, бывшие Даймё (помещики-самураи) и высокопоставленные чиновники.

Сокаку Такеда был представителем последнего поколения самураев, блестящим мастером боевых искусств и талантливым учителем, опыт которого был результатом интенсивных занятий ценой больших жертв с юного возраста. Академические знания, полученные от инструкторов в тренировочном зале, он довел до совершенства в настоящем, не сдержанном ни правилами, ни страхом официального запрета, бою с мастерами, полагавшими себя более сильными и опытными, чем он. Эти соревнования ни в коей мере не были дружескими, и в них смерть участников была довольно обычным явлением. И даже годы интервенции не помешали дойти до нас многим историям, показывающим характер и практические способности этого человека.

В 1910 г. в сельской местности, по которой путешествовал Такеда, объявился жестокий грабитель, действовавший настолько успешно, что люди, за исключением самых сильных, боялись путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на огромные усилия, не смогла с ним покончить. Неожиданно и по неизвестным причинам деятельность разбойника прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз головой в грязи, на рисовом поле недалеко от дороги, по которой обычно ездил Такеда.

Деревенские жители не интересовались подробностями этого счастливого исхода и считали, что мастер Айки-Дзюцу бросил негодяя с такой силой, что тот не смог выбраться из заболоченного места и задохнулся. С другой стороны, возможно, он умер от того, что у него была сломана шея. И полиция, и население, несомненно, были очень довольны такой развязкой и поэтому особо не расследовали действительные причины смерти.

Пятью годами позже Такеда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб численно превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновении с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами, чтобы соблюсти формальности и избежать беспокойства.

Когда началась схватка, врагов было полсотни на одного — вооруженных тобигути (длинными шестами с железными крюками на конце), железными болванками и наконечниками копий. Сначала Такеда просто бросил нескольких нападающих. Однако, когда в ход пошли мечи, он тоже вооружился сходным образом — и это стоило жизни девятерым бандитам. Этот случай прекрасно демонстрирует силу и гибкость Айки-Бу-Дзюцу как комплексной боевой системы. За счет способности без колебаний переходить от работы без оружия к работе с оружием Такеда вышел победителем из такой схватки, которая на первый взгляд казалась совершенно безнадежной.

Если бы Сокаку Такеда жил в наше время, его, без сомнения, сочли бы эксцентричным человеком. Поговаривают даже, что он всегда носил с собой собственную чайную посуду, из которой только и считал возможным пить, и ел лишь ту пищу, что готовил он сам или его старший ученик. (В давние годы для самураев было обычным беречь свою жизнь таким способом.) Его поведение было, по крайней мере, несколько вызывающим, что показывает, например, следующий инцидент. В 1904 г. американец Чарльз Пэрри, учитель английского языка в школе Дайни Коко колледжа Сэндай, пожаловался контролеру в поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он, похоже, не имел возможности оплатить. Проверка, показавшая, что у пассажира действительно был билет самого высокого класса, привела его в такую ярость, что он попросил показать того человека, кто на него жаловался. Узнав, что это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такеда, в котором было всего 150 см роста и 52 кг веса, схватил Пэрри двумя руками (приемом Ёнкадзё) и вытащил на открытую платформу в задней части поезда.

Мы никогда не узнаем о том, что там произошло, но, безусловно, это произвело очень сильное впечатление на бедного м-ра Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-Рю Айки-Дзюцу — это высшая система единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных, но эффективных приемов. В ответ Сокаку Такеда направил туда Синдзо Нарада из отдела полиции Сэндай, одним из первых учеников которого в США стал Чарльз Пэрри, бывшая жертва его собственного гениального учителя.

Сокаку Такеда — это связующее звено между нашим временем и эпохой самураев. Именно он обеспечил передачу истинного Айки-Бу-Дзюцу через своих учеников последующим поколениям. Как мы увидим далее, параллельно с ним работали и другие, чьи способности были сравнимы с его талантом, но никто не превзошел его достижений и никто не оставил более прочной основы для дальнейшего развития боевого искусства.

Осака, 1939 г. Сокаку Такеда со своим сыном Токимунэ Такедой (в центре) и старшим учеником Такумой Хисой (справа)

Прожив полную, удачную и, очевидно, очень интересную жизнь, Сокаку Такеда скончался от естественной старости 25 апреля 1943 г. За два года до этого у него начался паралич, и многие тогда поверили в близость конца. Говорят, что он был настолько близок к смерти, что один из его старших учеников, Морихэи Уэсиба, сменил название своей собственной школы с Айки-Будо на Айкидо; совершая это, мягко говоря, нарушение этикета, он, вероятно, считал дни своего учителя сочтенными и мог поэтому произвести замену без опасения вызвать его недовольство. Однако Сокаку Такеда отчасти восстановил свою былую силу и за два месяца до смерти, несмотря на паралич, на занятиях в отделе полиции города Муроран даже бросил дзюдоиста 6-го Дана. В день, когда его не стало, возле станции Аомори на северной оконечности основного японского острова Хонсю он почувствовал себя плохо и был принесен учениками в гостиницу города Ито уже мертвым. Один из наиболее выдающихся бойцов последнего поколения самураев покинул этот мир в возрасте 83 лет, после чего задача продолжения его работы лежала на учениках. Это были Токимунэ Такеда, Юкиёси Сагава, Такума Хиса, Тоёсаки Мацуда, Какуёси Ямамото и Морихэи Уэсиба. Таномо Сайго, учитель Сокаку Такеды, говорил ему, что время меча кончилось, и Айки-Бу-Дзюцу в их боевой системе должно уделяться основное внимание. Это наставление Сокаку Такеда позже передал своим ученикам.


Версия для печати Просмотров: 17

h3 Спорт. праздники

Спортивные праздники

h3 Похожие записи

В период Тумулус были широко распространены...

Существуют свидетельства того, что орочоны...

По мере развития феодальной экономики смешивались...