Конец запрета боевых искусств
Постоянные крестьянские восстания превратили боевые искусства в предмет индивидуальных тренировок, кроме того, люди стали придавать больше значения своему здоровью и развлечениям. Начиная с этого времени боевые искусства перестали быть только способами ведения боя. Боевые техники сохранились, но значительно возросло количество тренировочных методик для поддержания здоровья.
В эпоху династии Мин бокс и боевые искусства с оружием разделились на множество групп, были созданы и закреплены единые правила.
Как записано в древних книгах, в те времена виды бокса включали в себя 16 групп, тренировки с палкой насчитывали более 10 групп, использование огнестрельного оружия подразделялось более чем на 17 групп. В этот период возникли «Шаолинь», «Вудань», «Нэй-цзя», «Вай-цзя» и «Шаолинь Цюань». Развивалась и систематизировалась теория боевых искусств. На эту тему было написано множество работ. Наиболее известными из них были «Чзаиксисинь-шу», «Вубиян», «Чжень- цзи» и другие, в которых описывались боевые искусства, оружие, история, названия движений и их характеристики, методики и техники.
Во время династии Цин занятия боевыми искусствами были запрещены, но люди продолжали заниматься ими. Сформировались системы: тай-цзы-цюнь, ладонь 8-ми триграмм, волевой бокс, Багуа-чжан, Лигуа-чжан (Словарь китайских боевых искусств).
Достоинство китайских боевых искусств состоит в стойком соотношении техник и правил. Если правила определены, то становится возможным обучение. Другими словами, следующее поколение может обучиться оригинальным формам боевых искусств.
В эру Муромати в Японии появился метод, называемый «ката». Термин «ката» дословно означает «поместить что-либо в емкость так, чтобы содержимое приняло форму этой емкости». Другими словами, обучение сводилось к формам, перенимаемым людьми в неизменном виде. По сравнению с китайскими «тао-лу» (обусловленными упражнениями), японские формы короче и проще для запоминания. Они были направлены на быстрое достижение боевых навыков. Таково могло быть направление политики Буге, последовавшей за эрой Камакура.
Как отмечалось выше, в китайских боевых искусствах присутствует их соотнесение с танцем, поэтому они более мягкие. Японским боевым искусствам следует стремиться в этому. В айкидо, которое является мягким искусством, нужно стремиться использовать мягкие способы применения техник.
Как в китайских, так и в японских боевых искусствах различают группы школ и техник в соответствии с региональными особенностями.