Корю будо и гендай будо
Японские боевые искусства подразделяются на стили корю (традиционный) и гендай (современный). Например, в соревнованиях по кендо, дзюдо, кюдо, сумо и другим видам современных боевых искусств существуют определенные правила. По традиционным стилям соревнования не проводятся, нет у них и правил, и обычно они заключаются в тренировках ката, которые многократно повторяются для изучения традиционных техник и передачи их следующим поколениям.
Айкидо Морихея Уэсиба является современным будо, но соревнования по нему не проводятся. Только в таких стилях айкидо, как томики и йошинкан существуют правила и проводятся соревнования. Однако айкидо является современным видом, основанным на традиционном стиле. Взаимоотношения между традиционным и современным стилями следующие:
Традиционный стиль |
Современный стиль |
(Техники владения мечом) |
|
Кенджитсу |
Кендо |
Иаиджитсу |
О Иайдо (Техники владения телом) |
Джиу-джитсу |
Дзюдо, айкидо |
Сумо |
Сумо |
Китайский бокс |
Каратэ, каратэ-до (Техника стрельбы из лука) |
Кюджитсу |
О Кюдо (Техника владения алебардой) |
Нагинатаджитсу |
Нагината |
В современных боевых искусствах «до» означает «путь» в смысле образования. Таким образом, в большинстве школ современных стилей обучают индивидуальным техникам. В Катори, Кашима Шинто-рю и некоторых других школах по-прежнему преподаются смешанные боевые искусства. Образовательные цели традиционных и современных стилей следующие:
- Преданность своей стране и готовность защищать ее.
- Профессиональная этика.
- Дух местной борьбы.
- Сохранение чести.
- Воспитание сильного и стойкого характера.
(Из «Гендай Будо Зеншо», с. 10.)
Итак, традиционные и современные стили боевых искусств имеют схожие цели, но различные подходы к правилам и соревнованиям. Обычно из тренировочного процесса исключается задача № 1 («Преданность стране»). Эта задача не всегда стоит на первом плане в процессе изучения боевых искусств: считается, что люди должны проникаться ею самостоятельно и интуитивно.
По моему мнению, следует пересмотреть некоторые из задач для приведения их в соответствие с требованиями современного мира, для усиления их связи с другими науками, такими, как медицина, физическое воспитание в школе и обществе, обращая внимание как на индивидуальное, так и на смешанное будо. Нужно идти навстречу каждому гражданину любой страны в его стремлении к здоровью и миру и привести новые цели с соответствие с новой действительностью.