Домой Контакты Карта сайта
Живи так, чтобы тебе никогда не пришлось стыдиться, если что-нибудь из того, что ты делаешь или говоришь, станет известно всему миру,- даже если то, что станет известно, будет неправдой.

Р. Бах

h3 Опрос

Какое боевое искусство эффективнее?



Морихэи Уэсиба и шкода Айкикай

Морихэи Уэсиба и шкода Айкикай
Рейтинг: 
Среднее: 3 (2 голосов)
Дата добавления: 03.08.12

Морихэи Уэсиба родился 14 декабря 1883 г. в области Мотомати района г. Танабэ в префектуре Вакаяма. С самого раннего возраста он был увлечен и, можно сказать, поглощен религией, поэтому родители поощряли его занятия физическими упражнениями, в том числе плаванием и Сумо, для борьбы с этим односторонним увлечением. В молодости он переехал в Токио и открыл свой маленький бизнес. В период жизни в столице он изучал Дзю-Дзюцу школы Кито-Рю и искусство владения мечом школы Синкагэ-Рю. Из-за ухудшения здоровья он вернулся домой, но позже, около 1903 г., записался в армию и вполне успешно участвовал в русско-японской войне.

В 1912 г. Морихэи Уэсиба переехал на остров Хоккайдо. Этот самый северный остров Японии тогда заселялся по инициативе правительства, которое хотело обеспечить его сохранение в составе Японской империи. Стратегическое положение острова делало эту задачу достаточно важной, тем более что русские проявляли к нему интерес. Семь лет назад при поддержке Англии Япония так проучила Россию, что это должно было не скоро забыться, поэтому важно было сохранить достигнутое преимущество, а для этого следовало заселить остров Хоккайдо японскими гражданами как можно быстрее.

В период проживания поселенцем на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсиды был представлен Сокаку Такеде и стал его учеником. Последующие семь лет он учился у этого мастера. В то время Сокаку Такеда находился в расцвете жизни и на вершине своих возможностей. В 1922 г. в возрасте 39 лет Уэсиба в составе группы всего из 23 человек получил степень Кёдзю Дайри (этим рангом отмечалось владение основным техническим арсеналом Дайто-Рю: 118 базовых приемов, 80 приемов Айки-Дзюцу Окуги, 66 — Хидэн Окуги и 83 — Госин-Ё-но-Тэ).

Однако двое учеников удостоились более высоких степеней. Юкиёси Сагава и Такума Хиса получили степень Кайдэн, а Юки- ёси достиг даже Со-дэн степени, отражавшей полное знание техники (2884 приема-Вадза, включая работу с посохом, мечом, двумя мечами, копьем, шестом, железным веером, метательными снарядами и коротким мечом). После смерти учителя Юкиёси стал 36-м главным мастером Дайто-Рю Айки-Дзюцу, но затем отказался от этого положения в пользу сына учителя Токимунэ Такеды, когда тот вернулся с последней войны. В 1936 г. Морихэи Уэсиба открыл собственную школу в Токио, назвав свой стиль Айки-Будо.

Редкий снимок: 40-летний Морихэи Уэсиба. Около 1923 г.

 

Морихэи Уэсиба в зрелом возрасте демонстрирует ударную технику (Атэми) Дайто-Рю Айки-Дзюцу

Хотя его критиковали за то, что он сменил название своего Додзё вскоре после почти смертельного приступа болезни, который перенес его учитель в 1941 г., это могло быть и простым совпадением. Фактически, сначала он не мог остановиться ни на одном имени и называл свою школу сначала Уэсиба Дзюку Айки-Дзю-Дзюцу, потом Айки-Бу-Дзюцу, далее Кобукаи Айки-Будо, Тэнсин Айки-Будо, Такэмусу Айки и, наконец, Айкидо. Это название было впервые зарегистрировано Минору Хираи в центре Бутокукаи, представлявшем тогда высший авторитет в области боевых искусств Японии.

Несомненно то, что до войны Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Сокаку Такедой. Тренировки в его школе были настолько тяжелыми, что ее называли Дзигоку Додзё, или «дьявольской школой». Травмы, часто тяжелые, были обычным явлением, поэтому из учеников оставались только самые выносливые. Лучшими учениками Уэсибы в этот период были Годзо Сиода, Кэндзи Томики, Минору Хираи и Минору Мотидзуки (Минору Мотидзуки принес Айкидо, Дзюдо и Катори Синто-Рю Иайдо в Европу после Второй мировой войны; за свои заслуги получил награду французского правительства). Годзо Сиода, очевидно, был лучшим из тех учеников Морихэи Уэсибы, кто остался верен исходной технике Сокаку Такеды. Свидетельство этого — высокая эффективность его системы Ёсинкан, используемой для тренировок в полиции и армии.

Морихэи Уэсиба в возрасте более 75 лет демонстрирует приемы Айкидо

В начале войны Морихэи Уэсиба продолжал учить, но в 1942 г. он переехал в город Ивама префектуры Ибараги и занялся сельским хозяйством. Причины этого неясны. Один из его биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных и тех страданий, которые были вызваны войной. Возможно также, что он чувствовал необходимость этого шага, поскольку религиозное движение, с которым он был тесно связан, попало под официальное преследование Кипэй Тай — японской военной полиции, выполнявшей те же функции и имевшей такую же славу, как гестапо в Европе. Достоверно известно, что взрыв, разрушивший центр секты Омотэ Кё Синто, руководимой Они-сабуро Дэгути, был делом рук военных, которые мстили Дэгути за публичные критические выступления в их адрес.

После войны Уэсиба вернулся в Токио и, называя теперь свое искусство Айкидо, снова начал учить в Додзё в токийском районе Вакаяма вблизи Синд- зюку. Постаревший и все более и более склоняющийся к религии, он сменил основное направление своей школы с изучения боевого искусства на формирование личности с помощью Айкидо. В действительности же то, что до войны было жесткой, но эффективной боевой системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало религиозной философией, включающей измененную систему Айки-Дзюцу, составившую основной репертуар Айкидо.

В годы после поражения Японии такая постановка дела нашла плодородную почву. Айкидо Уэсибы было одобрено оккупационными силами США в качестве допустимого «мирного» занятия и распространилось, затмив все школы Айки-Дзюцу, открытые бывшими учениками Сокаку Такеды. Долгое время в глазах всего мира Морихэи Уэсиба представлял Айкидо. Этот энергичный старый джентльмен с длинной белой бородой и сверкающими глазами стал своего рода олицетворением искусства.

Без сомнения, Морихэи Уэсиба был сильной личностью, он подчинял своему влиянию всех связанных с ним людей и вызывал в других такую любовь, что они были готовы с радостью пойти ради него на большие жертвы. Мы никогда не узнаем, была ли эта сила следствием его религиозных убеждений или это был врожденный дар, полученный от Бога. Достаточно сказать, что этот дар активно использовался и многие от этого выиграли.

Морихэи Уэсиба, ученик Сокаку Такеды, развивший Дайто-Рю Айки-Дзюцу в современную форму Айкидо

Однако, подобно тому, как ночь сменяет день, любое положительное явление имеет отрицательные последствия. Так произошло и с Айкидо. При том, что система Уэсибы, возможно, и формировала лучшую «личность» за счет упора на укрепление характера и духовные аспекты, многие виды техники школы выродились до того, что стали неприменимы на практике. Теперь выполнение многих из них стало возможным только в случае помощи «противника», дающего себя бросить. Другие зависели от активности участия противника в выполнении техники, когда он должен был удерживать сильный хват, за счет которого защищающийся выполнял бросок.

То, что Морихэи Уэсиба мог делать за счет своего глубокого знания Такеда (Дайто)-Рю Айки-Дзюцу и сверхчеловеческих личных качеств, другие могли только изобразить, выполняя то, что выглядело как стилизованная ритуальная техника, вероятно, непригодная в реальном единоборстве и часто требующая помощи «жертвы» в ее собственном падении. Эти слова — вовсе не критика, поскольку Морихэи Уэсиба считал свое искусство Путем к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными. Я не сомневаюсь, что он был бы счастлив, узнав, что вошел в историю как человек, превративший боевое искусство в путь мира через внутреннюю гармонию его собственного метода.

В знак великого уважения к О-Сэнсею Морихэи Уэсибе практически в любом Айки-Додзё висит его портрет. Учитель и в иной жизни продолжает наблюдать за идущими по его Пути

О-Сэнсей Морихэи Уэсиба умер в 1969 г. в таком же возрасте, что и Сокаку Такеда, и всего за несколько дней до годовщины смерти своего учителя. После него осталась группа преданных ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело. Его сын Киссёмару Уэсиба стал вторым главным мастером школы, и слава системы продолжала распространяться. Но для многих Школа заключалась в Человеке, и никто не мог заменить его. Когда свет его жизни угас, это было для его последователей почти подобно солнечному затмению, оставившему темную отметку в истории до того, как свет вновь упал на землю.


Версия для печати Просмотров: 27

h3 Спорт. праздники

Спортивные праздники

h3 Похожие записи

В период Тумулус были широко распространены...

Существуют свидетельства того, что орочоны...

По мере развития феодальной экономики смешивались...