Тунгусское поселение в прибрежной провинции
Тунгусы занимают огромное пространство от тундры на Дальнем Востоке до бассейна Амура на юге. Некоторые из них живут в Китае и Монголии (Като Кьюзо. «Записки о северо-восточной азиатской этиалогической истории», Кобун-ша, 1986 г.). Тунгусы из бассейна Амура могут быть следующим образом подразделены на 4 группы в соответствии с исследованиями Шренка:
- Пауру (в настоящее время они относятся к Монголии) и Соломон. Это тунгусы, близкие к Монголии.
- Манчу, Горудо, Орочи.
- Орочон, Манегиру, Бирару, Кири, живущие на берегу реки Кур.
- Уручи, Ороки (Орокко), Негидару, Самагиру.
Что же касается происхождения тунгусов, то полагают, что северные тунгусы пришли с юга. Две первые группы относятся к южным тунгусам, а две последние — к северным.
К. Хиекиш (ученый XIX столетия) считал, что тунгусы пришли из Хитаи. То есть, по его мнению, тунгусы являлись беженцами из Хитаи, который разрушил Нужен в начале XII столетия. Действительно, в те времена (XIX в.) считалось, что в Хитаи проживала народность, принадлежащая к тунгусской языковой группе, однако в наше время доказано, что язык Хитаи был одним из диалектов монгольского. Знаменитый этнолог Широкогоров, взяв эту теорию за основу, выдвинул предположение, что тунгусы произошли из района, находящегося между реками Желтой и Янцзы.
«Согласно «Ситаньшу», китайскому историческому документу, среди северных варваров, желавших торговать с Китаем во время правления Тайзонь (636-649 гг.), были Вулуохун, которых также называли «Вулуохоу» или «Вулуоху», жившие в 14374 милях от столицы. Их страна располагалась на востоке, Токкутсу — на западе, Хитаи — на юге и Вуван — на севере. Большинство их обычаев были такими же, что и в Маккатсу. Они также назывались Вуван или Вугу» (Като Кьюзо. «Записки о северо-восточной этиологической истории», с. 186).
Като Кьюзо считает, что тунгусы были потомками ксиенпей или произошли от смешения хсенпей с гуннами.
В своих странствиях тунгусы перемешивались с различными этническими группами, и я полагаю, что они вступали в родственные связи с доньи (восточными варварами), включая и японцев, и их культура проникла в северо-восточные районы Китая. Одно из племен доньи, жившее в деревне Чжоу, считается родоначальником изготовления железа в Китае. Чжоу является объектом поклонения в гробнице Хьозу Джинджа в Японии, и это название деревни, очевидно, является и названием племени.
Племя Тсубоке в древней Японии составляли тунгусы («Тсугару-Сото-Сангун-ши). Качество железных изделий, производимых в районе Ян, было невысоким, таковым же было и железо тунгусов. Считается, что их культура значительно продвинулась вперед после того, как они мигрировали на северо-запад и стали торговать с монголами, которые уже переняли культуру скифов.