Домой Контакты Карта сайта
В мире всё уравновешено, никто не страдает и никто не умирает, не дав на это своего согласия. Нет ни добра, ни зла вне того, что делает нас счастливыми и несчастными.

Р. Бах

h3 Опрос

Какое боевое искусство эффективнее?



Восемь ветвей йоги

Рейтинг: 
Еще никто не оценил, будь первым!
Дата добавления: 05.08.13

Йога подобна живому дереву. Это функциональная система, состоящая из многих ветвей и отростков. В этом разделе вы узнаете, что представляют собой ветви йоги, и таким образом подготовитесь к первому шагу или к дальнейшему продвижению на вашем пути в йогу.

Восемь ветвей йоги

Раджа-йогу часто называют научным подходом к йоге. Причина в том, что раджа-йога весьма ясно, просто и систематизированно излагает последовательность шагов, которые нужно сделать, чтобы достичь в итоге просветления. Эти шаги, подробно описанные в Йога-сутрах Патанджали, составляют некий ступенчатый подъем, где каждая практика последовательно выстраивается на базе практики, предшествующей ей. Эти восемь ступеней, если перечислять их от первой к последней, восьмой, выглядят так:

1. Яма. Яма на санскрите означает самоограничение или самоконтроль. Ямы - это совокупность этических установок, нечто вроде заповедей Ветхого Завета, которые формируют фундамент для духовного развития. С целью освобождения последователь йоги в первую очередь должен воздерживаться от действий, которые могут причинить вред благосостоянию его самого или других людей. Патанджали описывает пять принципов, которые необходимо учитывать: отказаться от насилия (ахимса); не говорить лжи, или быть правдивым (сатья); не красть (ас-тейя); не расточать сексуальную энергию, или, буквально, проявлять осуществление брахмы (брахмакарья); и не быть жадным (апаригра-ха). Следующий этим пяти принципам человек развивает самоконтроль, необходимый для продвижения к высшим целям йоги.

2. Нияма. Нияма на санскрите означает ограничение, в смысле дисциплина или моральный устав. Нияма - это совокупность этических принципов, в соответствии с которыми последователю йоги следует строить свою жизнь. Патанджали перечисляет пять составляющих ниямы, которые следует практиковать. Это чистота (шаукиха), довольство (сан-тошса), аскетизм (тапас), приобретение знаний (свадхья) и подчинение себя высшей силе (Ишвара-пранидхана). Все вместе ниямы дают рецепт правильной жизни.

3. Асана. Асана значит положение или поза на санскрите. Асаны - это установленный набор физических поз, положений тела, предназначенных для очищения и укрепления тела и разума. Для многих людей йога тождественна этим позам, составляющим базу так называемой хатха-йоги, которая извлечена из системы раджа-йоги. Асаны играют очень важную роль в йоге, и именно поэтому существует множество подходов к их выполнению. Большинство заблуждений, касающихся представлений о йоге на Западе, обусловлено этим разнообразием подходов к практике асан. Из-за важности этих поз в йоге и из-за многообразия способов их выполнения несколько первых разделов этой книги посвящены описанию разных стилей йоги, которые развились как разные реакции на практику раджа-йоги и хатха-йоги.

4. Пранаяма. Пранаяма на санскрите означает контроль (или расширение) дыхания. Однако дыхание (прана) - это нечто большее, чем просто вдох и выдох. Дыхание - способ получения жизненно важной энергии, или жизненной силы. Без дыхания жизнь невозможна. Специалисты, практикующие йогу, считают, что естественным методом успокоения ума является обретение контроля над дыханием. Поэтому в йоге разработаны детальные практики для углубления дыхания ради получения необходимой жизненной силы. Эти практики включают различные способы вдыхания воздуха, задержки его и выдыхания. Можно сказать, что без практики пранаямы нет и йоги. Поэтому здесь, вы найдете отдельный раздел, подробно описывающий наиболее часто используемые техники дыхания.

5. Пратьяхара. Пратьяхара на санскрите означает изъятие или голод чувств. Практика пратьяхары ведет к отрешению чувств от объектов, которые можно воспринимать, - аналогично тому, как это происходит во сне.

6. Дхарана. Дхарана на санскрите означает сосредоточение. Когда занимающийся йогой уже отделил свои чувства от мира внешних объектов, он практикует сосредоточение - в частном случае, специально фокусирует свое внимание на каком-либо отдельном осознаваемом объекте, например, умозрительном образе или звуке.

7. Дхьяна. Дхьяна на санскрите значит медитация. Развивая и углубляя свое сосредоточение, практик выводит его на уровень медитации.

8. Самадхи. Самадхи на санскрите означает блаженство или экстаз. Когда занимающийся довел до совершенства предыдущие ступени своего восхождения в йоге, он приходит в состояние, которое называют еще высшим сознанием - в нем индивидуальное я объединяется с бесконечным сознанием Вселенной. Это состояние блаженства и есть высшая цель раджа-йоги.

Перечисленные восемь практик составляют восемь ступеней лестницы, называемой аштанга-йога. Все вместе они представляют собой руководство по развитию самоконтроля. Первые две совокупности практик предписывают, как установить власть самодисциплины над своими привычками и поведением по отношению к другим людям с помощью этических систем, состоящих из комплексов нельзя и можно и нужно. Следующие две практики учат, как достичь самодисциплины по отношению к своему физическому телу. Остальные четыре практики предоставляют подробные инструкции о том, как достичь совершенного владения своими чувствами и разумом, что ведет к полному осознанию и самореализации.


Версия для печати Просмотров: 9

h3 Спорт. праздники

Спортивные праздники

h3 Похожие записи

В некоторые моменты жизни, особенно в зрелые годы...

Многие мужчины приходят к практике йоги через...